152-ой Беларус позиционируется как дальнейшее развитие Беларуса 132Н, в котором устранены имевшиеся в 132-й модели недостатки. По конструкции принципиальное различие между моделями следующее:
Шасси
На 132Н шасси, с поворотной задней частью. По идее, это должно было повысить маневренность машины. Но при незначительном выигрыше в маневренности, такое конструктивное решение породило серьезный недостаток – неудобное и сложное управление рулем, особенно на неровностях, когда оператор сидит на одной половине качающейся рамы, а руль, который то и дело норовит вырваться из его рук, – на другой.
На Беларусе 152Н данный недостаток устранили, выбросив шарнирный узел и заменив его неподвижным кожухом вала заднего привода. Таким образом, остов мини-трактора стал полностью неподвижным («не ломающимся»), броски и рывки руля из рук во время движения прекратились. Но прочных несущих балок рамы в конструкции 152Н не появилось.
Штатные колеса на Беларус 152Н увеличенного 13-дюймового размера, что в сравнении с 12-дюймовыми штатными колесами на 132-ом дало ему некоторый прирост агротехнического просвета c 270 до 300 мм.
Оба мини-трактора имеют возможность регулирования ширины колеи путем перестановки колес на 700 мм и 800 мм.
Двигатель
Беларус 132н и 152н комплектуются одним и тем же надежным двигателем Honda, мощностью 13 л. с., с электростартером. Но есть одно НО – этому мотору в тяжелой работе (в огороде или поле) откровенно не хватает тяговитости и приёмистости, что является врожденным недостатком бензиновой одноцилиндровой конструкции. Требуется работать на повышенных оборотах, что не всегда удобно. Но справедливости ради отметим, бензиновый двигатель менее шумный и не настолько привередлив к качеству топлива, как дизельный.
Эксплуатационная масса
Для мини-трактора эксплуатационная масса является важным показателем, определяющим его работоспособность (прежде всего тяговитость). И до некоторого предела чем она больше, тем лучше.
Масса 132-ого Беларуса составляет всего 532 кг, что не позволяет в полной мере реализовать тяговые характеристики 13-ти «лошадного» мотора. Масса 152-ого уже несколько выше, 650 кг, что, несомненно, положительно сказывается на его тяговитости.
Трансмиссия
В трансмиссии этих мини-тракторов есть существенное отличие – блокируемый дифференциал только переднего моста в 132-ом и блокируемый дифференциал переднего и заднего мостов в 152-ом. Также на Беларусе 152Н с подключенным полным приводом и заблокированным дифференциалом рулевое управление гораздо легче и комфортнее, чем на 132-м из-за неподвижного остова.
Вал отбора мощности
На обоих тракторах имеется двухрежимный ВОМ, который имеет одинаковую частоту оборотов — 1000 оборотов в минуту в зависимом режиме и 7 оборотов на 1 метр в синхронном режиме.
На 132-ом конструкция привода вала отбора мощности имеет серьезный изъян. На нем невозможно включить полный привод и одновременно ВОМ в зависимом режиме. В итоге работать с активными агрегатами приходится только в переднеприводном варианте, что существенно ограничивает тяговитость данной модели.
В результате принятых усовершенствований на 152-ом этот недостаток устранен, можно работать одновременно и с полным приводом, и с включенным ВОМом.
Рулевое управление
Рулевое управление в 132-ом Беларусе осуществляется путем взаимного поворота полурам. В условиях отсутствия гидроусилителя рулевого управления такое техническое решение стало причиной «тяжелого» руля, который приводит к усталости оператора при длительной работе.
Из-за принятых изменений в конструкции шасси рулевое управление на 152Н уже построено по классической схеме с поворотными передними колесами, на основе червячного редуктора. В результате руль на 152Н существенно «легче», чем на 132Н, и работа на нем не такая утомительная.
Гидравлическая система и система навески
Мини-тракторы Беларус оснащены идентичной трехточечной системой навески оборудования. Важно знать, что конструкция трехточечной системы навески на Беларус 132Н и 152Н нестандартная. Поэтому к данным мини-тракторам подходят только агрегаты, изготовленные на том же Сморгонском агрегатном заводе, и только сугубо под них.
На 152-ом, в сравнении с 132-ым, гидронавесная система существенно модернизирована и улучшена:
· в систему введен независимый гидронасос (произошло разделение с приводом сцепления), тогда как на 132Н работа гидронавесной системы находится в зависимости от того, выжато сцепление или нет.
· 152-ой имеет второй гидровывод (на 132Н – только один), который можно применить для механизированной передней навески орудий, того же погрузчика или отвала.
Еще одним отличием является наличие не только заднего, но еще и переднего тягово-сцепного устройства на 152-ом. Но крепится оно прямо к алюминиевому картеру двигателя, поэтому его реальные тяговые возможности являются ограниченными.
Вывод
Сравнительные характеристики рассматриваемых мини-тракторов показывают, что выпускаемый с 2015 года Беларус 152Н технически совершеннее, хотя и позаимствовал у своего предшественника 132-ой модели большинство конструктивных решений. Но несмотря на разницу в возрасте более чем в два десятка лет, в их конструкции гораздо больше схожего, чем различий. Фактически можно утверждать, что Беларус 152Н – это улучшенная модификация Беларуса 132Н, а не принципиально новый мини-трактор. Но тем не менее существенные изменения коснулись:
· конструкции переднего и заднего мостов (блокируемый дифференциал на переднем мосту у 132Н и на обоих мостах у 152Н);
· рулевого управления (поворот сочлененных полурам на 132Н и классические поворотные колеса на 152Н);
· привода ВОМа (при работающем ВОМе у 132-го не подключается задний мост, у 152-го при работе ВОМа можно включить полный привод);
· гидронавесной системы (один гидровывод на 132Н и два гидровывода на 152Н).